Установка запорно-регулирующего клапана
Запорно-регулирующие клапаны относятся к группе приводных распределительных устройств, которые монтируются на трубопроводах. Изменение расхода потока производится при помощи плунжера/штока, который поступательно перемещается в результате управляющего сигнала, исходящего от внешнего исполнительного устройства.
Факторы, которые важно учитывать при монтаже
Главной является проблема точности установки клапана. Поскольку оси клапана и трубопровода должны полностью совпадать, то их размеры и плоскостность имеют решающее значение.
Большинство стандартов содержат перечень допусков, которым должен соответствовать производитель, включая:
- Точность резьбы или диаметр окружности болтов крепления (соответственно для муфтовых и фланцевых клапанов);
- Дополнительно – допуски на смещение размеров отверстий под болты;
- Допуск на габаритные (в особенности – осевые) размеры запорно-регулирующего клапана;
- Неперпендикулярность поверхностей, относительно которых работает привод.
При этом внешние габаритные размеры обычно считаются свободными.
Допуски устанавливаются в зависимости от способа изготовления корпуса клапана (литьё или горячая штамповка). Литейные уклоны обычно больше штамповочных. Если уклон превышает допуск, муфта устанавливается неустойчиво, а болт фланца при затягивании может быть согнут. Если муфта и фланец изготавливаются другими производителями, то фланцы могут отличаться разными требования к плоскостности и соосности.
Учитывая всё вышеперечисленное, перед монтажом запорно-регулирующего клапана поверхности стыков и соединений с деталями привода подвергают механической обработке. В конечном счёте, диаметр пятна прилегания или зазоры по резьбе в муфте должны быть такими, чтобы обеспечивалось надёжное уплотнение устройства, оси всех приводных деталей были параллельными между собой.
Влияние габаритов и массы
Для изготовления клапанов рассматриваемого типа часто используют серый чугун марок от СЧ 15-36 и выше. Однако чугун хрупок, поэтому малейшая несоосность приводит к появлению радиальных усилий на приводе, которые вызывают в корпусе клапана опасные изгибающие напряжения. Поэтому монтаж таких соединений существенно усложняется. Если есть возможность, то корпуса запорно-регулирующих клапанов изготавливают из более пластичных металлов – нержавеющей стали, бронзы или красной латуни.
Особое внимание уделяют шероховатости сопрягаемых поверхностей. Клапаны фланцевого типа должны иметь по торцу неглубокие канавки, которые облегчают уплотнение прокладки и предотвращают её выброс при резком включении управляющего привода. Для амортизации корпуса клапанов, рассчитанных на высокие давления, используют покрытие эпоксидной смолой, армирование водо- и маслостойкими синтетическими тканями, а также применяют высокопрочные и эластичные прокладки.