Классификация и применение фланцевых клиновых задвижек с выдвижным шпинделем
Перепускные клапаны, которые оснащены фланцевыми клиновыми задвижками с выдвижным шпинделем, позволяют существенно упростить процесс их открытия/закрытия. Поскольку при этом между сторонами клина происходит выравнивание давлений, то арматура такого типа может быть легко открыта даже при высоком давлении в линии.
Классификация и конструктивные особенности
Фланцевые клиновые задвижки с выдвижным шпинделем можно различать по следующим параметрам:
- По материалу корпуса. Наиболее распространены нержавеющая сталь, латунь, бронза
- По материалу уплотнений. Различают клапаны с металлическим и неметаллическим уплотнением. В первом случае работоспособность задвижки полностью сохраняется в температурном диапазоне от -150 °C до +550 °C, что подходит для целей горячего водоснабжения. Неметаллические уплотнения, со своей стороны, можно применять лишь до температур, не превышающих 2000С, но они дешевле, а также легче и проще заменяются;
- По допустимой величине давления жидкости. В частности, задвижки из нержавеющей стали более прочны, и могут эксплуатироваться при давлениях, достигающих 400 бар;
- По способу крепления. Международные стандарты предусматривают два основных варианта присоединения – резьбовое и при помощи сварки.
Из прочих конструктивных особенностей фланцевых клиновых задвижек с выдвижным шпинделем следует отметить упрочняющую обработку поверхности седла. Применяя наплавку стеллитом, можно существенно снизить износ арматуры, и продлить срок её службы.
Для облегчения взаимозаменяемости уплотнение сальниковой набивки и прокладка на фланцевой задвижке выполняются стандартных размеров. Если изделие эксплуатируется в условиях повышенной взрывоопасности, то материал уплотнения должен иметь соответствующий сертификат безопасности.
Выбор и эксплуатация
Задвижки данного типа эффективны для условий полного закрытия или полного открытия трубопровода, и не должны использоваться для регулирования. Управление такими задвижками осуществляется с помощью маховика или вентиля (для малых типоразмеров). Для больших задвижек предусматриваются специальные коробки передач с набором зубчатых колёс и маховиком, что облегчает процесс управления. При вращении маховика клин перемещается вверх-вниз через шпиндель, в результате задвижка открывается или закрывается. Особенности действия фланцевых задвижек заключаются в том, что они оперативно обеспечивают полный проход рабочей жидкости при минимальной потере давления.
Данный тип задвижек может использоваться для широкого спектра очищенных жидкостей и газов, а также масла и пара (загрязнения в седле корпуса от мельчайших частиц материала уплотнения могут затруднить открытие задвижки).
Ограничением фланцевых задвижек являются сравнительно высокие коэффициенты трения, возникающего при движении фланца. При отсутствии наплавки возможно возникновение и развитие коррозионных процессов.
Требования к данной продукции отечественного производства определяются ГОСТ 3706-93.